Поездка в Николо Погост #история #церковь #наука


0

https://www.youtube.com/watch?v=f8q6a0R4RBo
Поездка в Николо Погост
#история #церковь #наука

Опубликовано: 22 дек. 2019 г.

Храмы с.Никола — Погост. Храм
Владимирской иконы Божией Матери.
(По материалам книги Филатого Н.Ф. «Городец на Волге XII-XIX веков»-Н.Новгород «ДЕКОМ», 2005 г.)
Село Николо-Погост является древним поселением Городецкого Заузолья. Вставший над местом слиянии лесной тихоструйной речки Узолы с великой Волгой, прямо напротив Балахны он был сельским административно-духовным центром обширного Заузолья (так этот край мог называться только относительно Городца в пору его рацвета в XII-XIX веках). Само название села, единственно сохранившего в Заволжье звание «погоста», появившееся еще в IX веке в Киевсой Руси, свидетельствует об этом же.
Древнейшем документом о Николо-Погосте пока остается опись Алексея Дедринского «с товарищи» (1534 год), зафиксировавшая принадлежащие клиру его церкви пустоши (некогда заброшенной, поросшей лесом и вновь разработанной пашни) «Дворище». Эта пустошь в XVII веке уже будет называться деревней Поповкой.
В Писцовой книге Заузолья 1591 года сообщилось, что на погосте церковь Николы чудотворца древенна, клетцки, а в ней образы, и книги, и ризы, и колокола, строение мирское», то есть приобретенное самими заволжскими крестьянами.
К 1675 году в Николо-Погосте насчитывалось шесть крестьянских и девять бобыльских дворов. Кроме того, здесь же стояли две церкви, а возле – две усадьбы государевых приказчиков, таможенный и кружечный дворы, в которых собирали «таможенную пошлину и пьющую прибыль в государеву казну балохонцы верные головы и целовальники».
В течении почти всего XVIII столетия Николо-Погост оставался государственным селом, крестьяне и бобыли которого занимались ремеслами, отхожими торгами и подрядами на доставку на своих судах всевозможных грузов ми Волге, Оке и Каме.
Древние деревянные храмы к середине XVIII века обветшали, и богатый сельский приход решил выстроить новые здания уже кирпичными. Весной 1752 года балахнинец Михайло Иноземцев подрядился погостцам приближавшимся летом «обжечь своими дровами на церковное строение большаго кирпичу 6000».
Храмы стали возводиться на прежнем месте, в центре села, куда сходились дороги из деревень округи.
Первоначально разобрали деревянный шатровый храм Преображения. Поскольку шатровые храмы были запрещены патриархом Никоном еще за сто лет до этого, на его месте стали строить столь же высотную (около 35 метров) ярусную церковь, сохранив доминирующую ее роль в застройке села. Ярусный тип храма был известен в Нижегородском крае с первой половины XVII века, но особое распространение получил в XVIII столетии.
Строительство ярусной Преображенской церкви продолжалось семь лет (с 1753 по 1760 год), после чего теже мастера приступили ко кладке кирпичного теплого Владимирского храма. По своему архитектурно-художественному решению он был близок к рубленным клетским церквам. Его строили семь лет (с 1761 по 1768 год). Этот храм был освящен в 1783 году епископом Феофаном, о чем свидетельствует памятная табличка в храме.
В начале XIX века была построена отдельно стоящая колокольня высотой более 60 метров и в 1814 году кладбищенская церковь в честь иконы Божией Матери (Всех скорбящих радость).
В начале XX века в храмах было два штатных священника и дьякон. В 1937 г. священник и дьякон были репрессированы, храмы закрыты. В 1960 году жители села пытались зарегистрировать церковную общину, но из-за возникших новых гонений на церковь община не была зарегистрирована.
Приходская жизнь была возобновлена в 1991 году.


Like it? Share with your friends!

0
stroitop

0 Comments

Яндекс.Метрика