Дроны потребительского сегмента постепенно завоевывают все больше областей в быту и на производстве. Как обстоят дела с крупными рынками, нуждающимися в мощных беспилотниках корпоративного уровня?
Стартапы: удавшиеся и провальные
Новость о проекте Lily длительное время была в числе наиболее обсуждаемых тем. Страсти по американскому стартапу все еще не улеглись и продолжают находиться в центре внимания средств массовой информации. Что вовсе не удивительно. Фирма, едва успевшая завить о себе, сумела за короткий срок собрать предзаказ более 30 млн. долларов. Lily предложила проект разработки дрона с поддержкой режима сопровождения и встроенным модулем для съемок селфи. Но стартапу не удалось продержаться долго. Ни один потребитель так и не получил свой заказ.
По мнению экспертов разработчикам не удалось справиться с аппаратной частью и предложить достойный продукт для запуска массового производства. Хотя проморолик фирмы получился многообещающим. Пользователей подкупило то, что дрон в видео облетает сноубордиста или способен взлетать даже с поверхности озера. Реальные возможности беспилотника оказались далеки от представленных. Теперь компании придется отвечать в Калифорнийском верховном суде.
Эта история с плохой концовкой, но в целом индустрия производства потребительских дронов считается сложившейся. Рынок изобилует не только крупными игроками, такими как Parrot, dji, и др., но и мелкими поставщиками, имена которых не столь популярны среди фанатов БПЛА. По прогнозам экспертов уже сегодня можно сказать, что с точки зрения инвестиций, производство дронов является весьма перспективным. Подтверждением тому служат всевозрастающие объемы внедрений в новые разработки.
Что влияет на повышение спроса производства дронов
При анализе деятельности ведущих производителей выявляются интересные факты.
Так, китайский вендор DJI, занимающий позицию лидера в производстве беспилотных летательных аппаратов, завершил инвестиционный марафон 2015 года следующим результатом: фирма была оценена в 8 млрд. долларов, при продажах, составивших 1 млрд. долларов. Соответственно коэффициент соотношения оценка компании/прибыль равен восьми. Такой показатель считается рекордным даже для самых актуальных инвестиционных проектов.
В развитии индустрии значительная доля отводится краудфандингу. Подобные платформы для многих производителей выполняют несколько задач: служат источником инвестиционных средств, позволяют доказывать инвесторам потенциальные возможности продукта. Даже провальные истории, такие как Lily, имеют показательный характер. Когда запускался американский стартап, о режиме сопровождения знали немногие. Благодаря уникальности идеи компании удалось собрать предзаказ в 34 млн. долларов, то есть фирма должна была изготовить 66000 аппаратов. Компания без имени и репутации сумела собрать средства, почти приближенные к инвестициям гигантов потребительской электроники. Это говорит о заинтересованности институционных инвесторов индустрией производства дронов. Более того, активность последних наращивается быстрыми темпами с внедрением новых технологий и повышением функциональности аппаратов.
Дроны потребительские и профессиональные: как реагирует рынок инвестиций
При сравнении объемов вложений в производство потребительских и профессиональных аппаратов выявляется интересная картина. В первом случае инвестиции ограничены, что связано с двумя факторами: с быстрым снижением стоимости технологий, в результате внедрения новых, и психологией пользователей. Так, дрон покупается в качестве развлечения, которое рано или поздно перестает интересовать владельца. Он может забыть о ней на некоторое время, но вспомнить, как только намечается семейный праздник. Владелец не станет при каждом случае покупать новый дрон для съемки. В этом нет надобности, поскольку аппарат нельзя считать морально устаревшим при оценке базовых режимов.
Иначе обстоят дела с промышленными БПЛА. Анализируя ситуацию, в первую очередь необходимо провести грань между аппаратами для личного потребления и дронами для решения профессиональных задач. К примеру, продукты DJI Phantom применяются для дистанционного картографирования и зонирования, ведения профессиональной кинематографической съемки, 3D моделирования объектов, контролирования монтажных и строительных работ. Беспилотники используются для выполнения и неординарных задач — выпас скота, доставка посылок и др.
При анализе потребностей профессионального рынка эксперты выделяют несколько сфер, в которых использование промышленных беспилотников считается весьма перспективным. Список этот становится все более внушительным с каждым годом.
Дроны смогут эффективно использоваться при:
- обеспечении персональной безопасности;
- ретрансляции связи;
- необходимости экстренной доставки лекарств;
- автоматическом контроле периметра и мониторинге удаленных объектов;
- восстановлении картины и места аварии во время ДТП.
Эксперты уверены, что добиться значительных результатов возможно только в случае модернизации интеллектуальных способностей беспилотников. В том числе, через улучшение компьютерного зрения, способности автоматически преодолевать помехи. Кроме этого, для массовой интеграции дронов немаловажное значение имеет наличие развитой инфраструктуры (к примеру, автоматических зарядных станций). Разработчики успешных проектов учитывают также важность наличия установок автоматической диспетчеризации. Они развивают инфраструктуру для умных контрактов, которые базируются на блокчейнах. С этой же целью производители активно сотрудничают со сторонними разработчиками. Чтобы дроны получили новые режимы, разработчикам программных обеспечений открывают API.
Что показывает статистика
Интересные результаты выявило исследование, проводимое польским отделом PWC. После анализа ситуации был представлен рейтинг отраслей промышленности, в организации которых участвуют дроны. В целом, услуги БПЛА аналитиками оценены в 127,3 млрд. долларов. Львиная доля ($45,3 млрд.) вложений отведена инфраструктуре. Полезность участия дронов в сельскохозяйственном секторе оценена в $34,2 млрд. Транспорту отводится $13 млрд., а безопасности — примерно $10 млрд. В сфере развлечений и медиа БПЛА участвуют в размере $8,8 млрд. долларов. Секторам страхования и телекоммуникациям аналитики отводят примерно равный объем вложений — в пределах $6 млрд. Наименьший объем вложений приходится области добычи ископаемых ресурсов — $4,3 млрд.
Примечательность данного исследования заключается в том, что наиболее активно рекламируемые направления (транспорт, медиа и др.) не относятся к сегментам потенциального рынка. Потребительские дроны малого формата полезны во всех сферах, где требуется дистанционное зондирование земной поверхности. Но крупные ставки делаются на грузоподъемные промышленные дроны с вертикальной посадкой/взлетом.
Они используются:
- в сельском/лесном хозяйстве;
- для проведения инструментального контроля трубопроводов, ветроэлектростанций, удаленных объектов;
- при организации исследовательских работ;
- в процессе транспортировки грузов (полезная нагрузка в пределах 200 кг);
- в спасательных миссиях и пожаротушении и др.
Несмотря на всю перспективность, для производства грузоподъемных беспилотников промышленного сегмента производителям придется преодолеть немало препятствий. Последние условно разделяются на три группы: задачи технического характера, законодательное регулирование, стереотипы заказчиков.
Технические проблемы при производстве промышленных беспилотников
Сегодняшние пользовательские дроны базируются на технологии вертикального взлета. Однако, ее применение в изготовлении промышленных дронов нецелесообразно в силу ограничений в масштабировании. Малоэффективными оказались и мультироторные системы, отлично интегрируемые с беспилотниками небольших форм. При их применении в конструкции тяжеловесных аппаратов разработчики сталкиваются с проблемой инерции крупных пропеллеров и мощных двигателей.
Попытки использовать вертолетные системы тоже не увенчались успехом, поскольку стоимость последних слишком высока. Их интеграция с дронами нецелесообразна с точки зрения окупаемости. Так, стоимость известной модели Yamaha Rmax со стандартной радиоуправляемой комплектацией (грузоподъемность 28 кг) составляет более $80 000. Конфигурация с автопилотом, предназначенная для проведения химработ обходится в $250 000. Даже при такой высокой стоимости в Японии фиксируется более 2000 моделей в работе, что говорит о высокой востребованности БПЛА на рынке.
Еще одной актуальной проблемой больших беспилотников являются накопители/источники энергии. При использовании нынешних аккумуляторов длительность полета грузоподъемных БПЛА составляет максимум 30 минут. Этого времени недостаточно для массового использования аппаратов. В качестве альтернативы ученые пытались использовать водородные топливные элементы, значительно увеличивающие время полета. Но мощности их не настолько высоки для конкурирования с ископаемыми источниками по показателям плотности энергии. Таким образом, чтобы тяжелые беспилотники получили массовое внедрение, требуется применение новых схем, базируемых на двигателях внутреннего сгорания. Последние в качестве энергоисточника будут использовать жидкое топливо.
Уже сегодня накоплен интересный опыт в данном направлении. Так, известный тяжеловесный флагман e-Volvo, производство которого финансируется немецким правительством, для питания аппарата использует литий-ионные батареи. Но компания планирует в будущем перейти на технологию гибридного типа: электроэнергия будет вырабатываться на борту с помощью ДВС-генератора, потребляющего бензин.
Гибридные схемы применяются также при решении задачи грузоподъемности промышленных беспилотников. Как вариант, применяются схемы, в которых функции рулевых и подъемных пропеллеров разделены. При таком решении энергия ДВС используется без применения схемы последовательного гибрида, что способствует значительному снижению расходов, а значит, способствует переходу к массовому производству.
Закон и индустрия промышленных дронов
Есть страны, где применение беспилотных аппаратов, подлежит законодательному регулированию. Так, в Германии действует закон, согласно которому дроны массой от 250 грамм не могут взлететь в воздух без официальной регистрации. К тому же, на них должна быть табличка с данными владельца. При желании использовать дроны весом более 5 кг, владелец должен получить права внешнего пилота. Хотя на первый взгляд подобные меры могут показаться слишком строгими, практика показывает, что они оправданы. Достаточно вспомнить случай, который произошел во время горнолыжных соревнований: спортсмену удалось чудом избежать столкновения с неожиданно упавшим беспилотником.
Не во всех странах законы в отношении индустрии БПЛА столь строги, как в Германии. В отличие от европейского партнера, казахстанское законодательство ведет более лояльную политику в этом отношении, способствуя развитию индустрии грузоподъемных дронов.
Стереотипное сознание заказчиков и внедрение грузоподъемных дронов
Инерция сознания коммерческих потребителей дронов относится к недооцененным факторам. Отношение к БПЛА потенциальных заказчиков различно в зависимости от сферы применения. Так, если в профессиональной логистике нет опыта использования дронов в транспортировке грузов, то иная картина сложилась в сфере авиахимработ. Здесь весьма успешно используются воздушные аппараты для проведения работ. И для заказчика не имеет решающего значения, авиахимработы ведутся беспилотником или нет. Именно поэтому этот сегмент признается перспективным в отношении быстрого внедрения БПЛА. Повышению спроса на использование промышленных дронов в данной сфере способствуют также другие факторы: невысокая стоимость оплаты пилотов и нежелание последних работать с вредными химическими составами.
Таким образом с внедрением дронов в сферу химработ, можно прогнозировать активный старт перехода к массовому производству грузоподъемных аппаратов и развитию данной индустрии.
Чтобы разрушить стереотипное отношение к коммерческим беспилотникам, следует больше тиражировать успешные кейсы, пользоваться альтернативными бизнес-моделями, которые позволяют снижать порог на вход и др.
Подводя итоги
Индустрия беспилотных аппаратов проходит тот же путь формирования, что и рынок смартфонов. Последние создавались в качестве развлечения, постепенно становясь незаменимым инструментов при решении потребительских и коммерческих задач. Точно так же, недалек тот час, когда изменится отношение к индустрии дронов. С решением технических задач начнется производство эффективных грузоподъемных БПЛА с увеличенной длительностью полета (до 2-3 часов). Затем последует законодательное урегулирование, и, наконец, отношение заказчиков к промышленным дронам станет более гибким и доверительным.